Комплект электровелосипеда — это все необходимые совместимые компоненты для электрификации велосипеда со значительной скидкой!
1) Бывают комплекты без АКБ
2) Бывают полные комплекты с АКБ = Комплект без АКБ + Стоимость АКБ + стоимость зарядного устройства
В свою очередь, моторы отличаются по мощности и бренду. Контроллеры отличаются по силе тока и возможности работы с дисплеем. Аккумуляторы отличаются по вольтажу и емкости, и бывают в быстосъемном пластиковом корпусе или без корпуса (в термоусадке).
Поэтому комплект собирается под конкретные пожелания и бюджет.
1) экономия 700‑1000 рублей!!! цена нового велосипеда + полный комплект электрификации обходится в среднем на 850р. дешевле готового велосипеда с теми же характеристиками;
2) очень широкий выбор моделей обычных велосипедов (размер и форма рамы, цвет — есть очень красивые модели, диаметр колес, ширина покрышек, качество навесного оборудования и тд.);
3) компоненты электрокомплектов являются универсальными, и вам потом не придется искать уникальные запчасти от готовых электровелосипедов, тем более когда модельный ряд производителя изменится;
4) на комплекты и батареи действует гарантия.
5) Сборка электровелосипеда — это простое и увлекательное занятие. Это шанс сделать что-то полезное и интересное своими руками!
6) Если вы не желаете собирать самостоятельно, любая соседняя веломастерская поможет вам в этом. Комплекты идут в высокой степени готовности, колесо заспицовано в обод, комплектующие предварительно собраны в коробке (необходимо подключить только АКБ и мотор-колесо) и снабжены инструкцией по сборке.
В общем случае скорость редукторные моторов примерно такая:
250Вт — до 30 км/ч
350вт — до 35 км/ч
500Вт — до 40 км/ч
1000Вт — до 50 км/ч
На эти показатели сильно влияет вес велосипедиста, дорожные условия, диаметр обода, вольтаж аккумулятора, характеристика мотора, мощность контроллера.
Обороты холостого хода (XX) мотор-колеса измеряются цифровым тахометром без нагрузки. Они зависят от обмоток мотора (тяговые, скоростные, средние) и от напряжения батареи — выше напряжение — выше обороты.
Для расчета максимально-возможной скорости электровелосипеда, необходимо обороты ХХ мотора умножить на длину окружности колеса (2πR или Dπ). Получим максимально-возможную скорость без нагрузки. Например, если мотор без нагрузки крутится 350 об/мин, а диаметр колеса составляет 26 дюймов, то максимально-возможная скорость составит: 350*(26*25,4*3,14)/1000*60 = 43,5 км/ч.
Реальная скорость будет меньше, и зависит уже от мощности подаваемой аккумулятором и контроллером на мотор-колесо, когда силы противодействия (сопротивление воздуха, трение качения и тд.) ее уравновесят.
Дальность пробега зависит как от емкости АКБ, так и от энергозатрат на движение. Энергозатраты зависят от диаметра и толщины шин, давления в шинах, вида протектора, веса велосипедиста, скорости езды и миделя велосипедиста, количества разгонов, уклона дороги, встречного или попутного ветра, помощи мотору педалями.
Энергозатраты на равномерное движение наиболее сильно зависят от сопротивления воздуха, т.к. оно растёт пропорционально квадрату скорости, и составляют примерно:
10–12Втч на скорости 20–25 км/ч
20Втч на скорости 32–35км/ч
30Втч на скорости 40–45 км/ч
Батарея емкостью 500 ватт-часов, установленная на шоссейный велосипед, и работающая только в режиме помощи, может помогать сотни километров. А батарея в 1000 ватт-часов, на фэтбайке, с увесистым наездником, без помощи педалями, в режиме “на все деньги”, в городском цикле “старт-стоп”, может начать скисать уже после 20км.
Чем больше — тем лучше.
Это связано со следующими особенностями эксплуатации литиевых аккумуляторов:
1) Глубина разряда (Depth Of Discharge). Чем меньше глубина разряда, тем больше циклов у АКБ. Зависимость примерно такая:
100% — 500 циклов
50% — 1500 циклов
25% — 2500 циклов
10% — 4700 циклов
2) Емкость литиевого аккумулятора отдаваемая за один разрядный цикл зависит от силы разрядного тока. Производители указывают емкость при разрядном токе 0,2С. Если разряд производится током 1,5С и 2C, то ёмкость аккумулятора за этот цикл уменьшается примерно на 10% и 30% соответственно. Для аккумулятора емкостью 10А/ч разрядный ток 20А это 2С, а для аккумулятора емкостью 20А/ч — 1С.
3) Чем менее емкий аккумулятор, тем больший ток приходится на один его элемент. Аккумулятор нагревается, и этот нагрев приводит к его ускоренной невосполнимой потере емкости (деградации).
4) Литиевые аккумуляторы со временем невосполнимо теряют емкость (деградация) даже если не используются.
Зарядка и хранение li-ion АКБ
При мощности мотор-колеса номиналом 250–350Вт этот вопрос абсолютно не важен. Однако, передний привод более популярен по причине простоты монтажа (не надо перекручивать звезды, не нужно далеко вести проводку от органов управления, расположенных на руле). Также есть велосипеды с задней тормозной втулкой (костабрейк или “торпедо”), которые не имеют креплений на раме для ви-брейков или дисковых тормозов, поэтому установка мотор-колеса без вмешательства в конструкцию рамы возможна только спереди.
При номинальной мощности мотор-колеса 500Вт установка зависит от предпочтений владельца. Здесь передний привод также выбирают, когда на задней втулке установлена кассета а не трещотка, т.к. моторы под трещотку более распространены, дешевле, конструктивно проще и надежнее, нежели моторы под кассету. При установке 500Вт мотора спереди крайне желательно установка усилителей дропаутов.
Немного об усилителях дропаутов
При мощности мотора 750‑1000вт и более, установка ступичного мотора рекомендована только в заднее колесо. Два задних треугольника рамы в любом случае крепче передней вилки, у которой вся реактивная нагрузка от мотор-колеса приходится на рулевой стакан.
Редукторные моторы наиболее популярны на велосипедах, т.к. диаметр велоколес от 20 до 29 дюймов, и оно выступает как-бы обратным рычагом приложения сил к неподвижно закреплённой в дропаутах оси мотор-колеса. Здесь и нужен планетарный редуктор, чтобы повысить крутящий момент, особенно в городских условиях, при частых стоп-стартах, что позволяет иметь хорошую динамику и быстро выходить на оптимальные обороты, на которых мотор-колесо имеет наивысший КПД.
Планетарный редуктор позволяет сделать мотор-колесо максимально компактным и лёгким. Самые лёгкие ступичные моторы даже можно спутать с динамо-втулкой.
Мотор-колеса прямого привода применяются при малых диаметрах колёс (самокаты, гироскутеры) либо на мощных веломопедах для езды с высокой скоростью (от 50 км/ч) на длинных прямых участках дорог. Они, как правило, довольно большие по диаметру и тяжёлые.
Центральные моторы очень хороши при небольших мощностях до 250Вт при заводской установке в раму. Это вотчина дорогих брендов как КТМ, Конандейл, Трек, Скотт, Спешалайзд, Куб, Хайбайк, Санта Круз и др. с моторами Бош, Ямаха, Шимано, Панасоник и тд. Эти велосипеды имеют как правило высокую стоимость 3.000–10.000 евро, небольшие батареи 400–600Втч, отсутствие “газа” (только педал-асист (PAS)) и ограничение скорости в 25 км/ч.
В случаях самостоятельной покупки центрального мотора, пользователь скорее всего столкнётся с кучей проблем по его установке, ведь стандартов шатунов и кареток гораздо больше чем стандартов дропаутов. Необходимо будет менять и систему шатунов. Да, новая система идёт в комплекте, но стоимость самого комплекта переоборудования в электровелосипед выше в 2–3 раза нежели комплекта с мотор-колесом. При мощном центральном моторе (от 500Вт), пользователь столкнётся с растяжением и быстрым износом цепии, и проблемой отключения мотора во время переключениия передач.
Мощные центральные моторы незаменимы в гористой местности, но требуют установки толстой цепи и соответственно особой усиленной панетарной втулки, стоимостью порядка 300 долл. Бюджет такой переделки будет очень высок.
Для езды по равнинной местности мотор-колесам нет альтернативы по причине их дешивизны, неприхотливости, простоте установки, ремонтопригодности.