Эта статья будет полезна, если вы решили понять все особенности спицовки мотор-колёс, и получить новый навык, и/или сэкономить 50–60 рублей самостоятельно заспицевав мотор-колесо в штатный обод велосипеда (25–30р работа и 25–35р новый обод). В начале сезона, это умение позволит вам сэкономить еще и время на ожидание в очереди на спицовку в веломастерской (до 3х дней).
Итак, первое что необходимо знать — то что мотор-колеса по стандарту имеют 36 отверстий. Значит и обод вам также понадобится с 36 отверстиями под спицы. Обод конечно же лучше брать двойной, цена на них начинается от 10 долл (25 руб). Поэтому внимательно изучаем свой штатный обод на количество отверстий и стенок. Двойные 20ти дюймовые обода иногда очень трудно найти в продаже, но на этом радиусе и одинарные обладают неплохой жесткостью. Если “по богатому” — берите пистонированый. Если бюджет очень ограничен, используйте то что есть, главное на 36 дыр!
Второе — это расчет длины спиц. Сделать это можно только точно зная параметры обода и мотор-колеса. Да, на спицы все же придётся разориться (больше или меньше), ведь старые спицы вашего штатного колеса не подойдут по длине — диаметр фланцев мотор-колеса намного больше диаметра фланцев велосипедной втулки.
В сети есть достаточное количество калькуляторов расчета спиц. Вводим туда такие данные, как внутренний диаметр обода, его толщина, диаметр фланцев мотора по отверстиям, и тд. (зависит от конкретного калькулятора), и получаем длину спиц. И тут будет первый лайфхак — делайте три варианта расчёта, на один, два и три креста. Конечно, чем больше диаметр вашего мотора и меньше диаметр обода, тем чаще будет ругаться калькулятор, и говорить, что такая спицовка сложна, или вовсе невозможна. И он частично будет прав, с увеличением крестов, спицы всё больше будут выходить из обода “на излом”. Но с другой стороны, чем больше крестов тем прочнее колесо. И тут важно найти золотую середину. И ещё важная для экономии денег и времени деталь — более длинные спицы проще купить (с увеличением крестов длина спиц растёт). Тем более теперь у вас есть целых три варианта размеров спиц, не считая радиальной спицовки (радиальная спицовка — довольно редкий случай, она применяется при очень маленьких диаметрах ободов, например 16 дюймов, для мини-складных велосипедов или кастомных самокатов, либо наоборот, при больших диаметрах моторов прямого привода (директ-драйв) — эти спицы очень короткие , а для мощных моторов еще и толстые (от 2,6мм) и в обычных веломагазинах не купите).
Третье — покупка спиц. Спицы бывают разной толщины, 15G(1,8мм), 14G (2.0мм), 13G(2,3мм), 12G(2,6мм) и т.д. Самые распостраненные и дешевые спицы — 14G(2.0мм) — вы найдете их в любом веломагазине или веломастерской. Цена порядка 25–30 копеек за китайскую оцинкованную или анодированную спицу с ниппелем. Если “по богатому” — нержавеющие спицы + латунные ниппеля. Да эти спицы прочнее, а ниппеля более правильные, легче крутятся при сборке и не закисают при эксплуатации, но стоимость комплекта 2.0мм спица+ниппель превышает 1 руб и они менее распостранены. Спицы 1,8мм мы искать не будем. Некоторые размеры усиленных спиц 2.3 и 2,6мм можем предложить мы.
Спицы 2.3 и 2.6мм можно заказать на “алике” за 15–20 долл/комплект из 37шт. Но делать это придётся после расчёта длины. Доставка займёт месяц-полтора. Причём для ниппелей 2.6мм спиц, вам придётся рассверливать отверстия в ободе. Выбор длин спиц у разных продавцов очень широк, некоторые предлагают сделать ваш размер под заказ, поэтому точно найдёте.
Европейские производители делают усиленные спицы переменной толщины специально для тандемов и мотор-колёс , однобаттированные 2.3мм у головки и 2.0 на нипеле, или баттированные 2,3/1,8/2,0мм. Причём длина толстого участка может быть как короткой, так и достаточно длинной. Проблема здесь такая же как и с “аликом”, нужно уметь заказывать из европейских интернет-магазинов, уметь ждать (обещают 5–10 дней). Цены (без доставки и нипелей) и выбор размеров примерно такие: Sapim Srong 2,3/2,0мм ( 256–296мм, цена 45 евроцентов/шт), DT Swiss Alpine 2.34/1.8/2.0 (248–304мм, цена 75–117 евроцентов/шт), Pillar PSR/PSB. Как видим, долго, дорого и всё равно придётся обрезать и накатывать резьбу, т.к. размеры в наличии начинаются от 250мм, а 248–250мм спицами крепят малый 250-ваттный мотор в самый большой 28″ обод.


Узнать почему рвутся спицы вы можете из этой небольшой статьи.
Но если надо бюджетно и здесь и сейчас, то остаётся 2 варианта: искать нужные размеры спиц из наличия в веломагазинах (можно брать + — 2мм от расчётной длины), или, если не найдёте, покупать спицу большей длины, обрезать и накатывать резьбу.
Покупайте спицы с запасом 5–10 шт на брак или поломку при дальнейшей эксплуатации. Научившись спицевать и править колесо, вы без труда замените сломавшуюся спицу.
Не забудьте вместе со спицами приобрести ключик для нипелей.
В следующей части статьи, мы за спицуем ваше первое колесо. Это гораздо проще чем вы думаете!