Вы вероятно уже слышали, что для спицовки мотор-колёс нужны именно усиленные спицы. И здесь нам необходимо разобраться, где они действительно нужны, а где можно дешевыми и доступными 2.0 мм спицами и почему вообще рвутся спицы.
Современные спицы основных производителей Sapim, DT Swiss, Pillar, CNSpokes, Wheelsmith, Rodi и т. д. выдерживают нагрузки 250–290 кг на разрыв для базовых моделей толщиной 2.0мм. Производители же ободьев, ограничивают максимальное усилие натяжения спиц 125 кг для стандартных и тяжелых ободьев и ниже 100 кг для легких моделей.

Статистические данные показывают, что примерно в 90% случаев J‑образная спица рвется у головки, около 10% — у ниппеля и меньше чем в 0,1% случаев обрывы происходят по телу спицы. Ключевой момент в развитии усталостных повреждений — это переменное напряжение. При езде, во время вращения колеса с каждым оборотом нижние спицы ослабляют свое натяжение на 20–40% и натягиваются после прохождения нижней точки. Изгиб спицы и место накатки резьбы — это две области, где присутствуют дополнительные концентраторы напряжения — остаточные деформации от обработки металла при формировании этих узлов и деформации сжатия от контакта с фланцем втулки и ниппелем.
Именно дизайн фланце втулки и размеры отверстий для спиц оказывают большое влияние на долговечность колеса. Отверстия для спиц велосипедной втулки имеют диаметр 2,3- 2,5мм (редко 2,2 или 2,7) — это оптимальный размер для использования 2 мм спиц. Толщина фланцев должна соответствовать длине загиба головки спицы.


Таким образом, прочности самых доступных китайских спиц, даже при условии, что она в 2 раза ниже европейских (допустим 125кг), должно с головой хватать для натяжения таких же китайских ободьев (допустим 100кг). Толщина фланца мотор-колеса в большинстве случаев достаточна. Но диаметр отверстий под спицы в мотор-колесе около 3.2мм! Именно по этой причине для мотор-колеса хороши усиленные спицы, они просто толще и плотнее сидят в отверстиях фланца.
При наличии только 2.0мм спиц, спицовку мотор-колеса желательно производить с использованием шайб под головки спиц.
Равномерность и сила натяжения спиц
По поводу равномерности натяжения спиц у экспертов нет разногласий — она должна быть максимально-однородная. Измеряется с помощью тензометра. Некоторые допускают разброс до 20%. Другие готовы пожертвовать ровностью колеса (но только с дисковым тормозом) в угоду равномерной натяжке спиц.
А вот по поводу силы натяжения мнения расходятся. Одни предлагают натягивать спицы по максимальным значениям, на пределе допустимых значений производителей втулок и ободьев, апеллируя к тому, что головка спицы менее подвижна в отверстии фланца и не перетирается при циклическом изменении нагрузки на спицу, во время поворота колеса.
Другие рекомендуют максимальную натяжку спиц только на соревновательных вилсетах — это позволяет избежать потерь энергии. А в обычной повседневной эксплуатации, где велика вероятность попасть в яму, делать натяжение спиц поменьше, чтобы отделаться восьмеркой, но не получить повреждение обода.
Поэтому можно сделать следующие выводы:
- важном является не столько общее качество спицы, сколько плотность ее посадки в отверстии фланца;
- более важным является не точная величина, а равномерность натяжения каждой спицы;
- сила натяжки во многом зависит от опыта механика и конкретных компонентов и находится в диапазоне 80–120 кг.